Содержание статьи
8 апреля цыгане всего мира отдают дань памяти своим товарищам-солдатам, погибшим во время Второй мировой войны.
Международный день ромов был объявлен в 1992 году Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом по предложению Международного союза цыган.
Первый Всемирный конгресс цыган, состоявшийся в Лондоне в 1971 году, положил начало всемирному движению ромов, направленному на утверждение и развитие культуры и самобытности ромов.
В нем принимали участие представители цыган со всех континентов, а также правительство Индии.
Делегаты объявили дату, 8 апреля — Международным днем цыган, который включен в календарь ООН.
Конгресс 1971 года также принял и утвердил цыганский флаг и гимн. Гимном стала популярная песня в Болгарии » ДЖЕЛЕМ, ДЖЕЛЕМ». Флаг организации представляет собой 16-спицевое красное колесо на синем и зеленом полях.
Поля символизируют небо и траву, а также свободную жизнь цыган в прошлом. Колесо с 16 спицами в древней Индии называлось «ЧАКРА». Оно присутствует на флаге ромов, чтобы напоминать об индийском происхождении цыган и о долгом пути, который они прошли из Индии в Европу.
Широкий спектр цыганских обычаев и ритуалов связан с основными событиями индивидуальной человеческой жизни в традиционных цыганских общинах и зависит от религии, с которой они связаны — обычным исламом (цыгане), или православным христианством (ДАСИКАНА цыгане).
В ряде групп ромов, до и после рождения, существует ряд запретов на беременную женщину и женщину во время родов. По-прежнему действует очень богатый традиционный ритуал, направленный на защиту жизни и здоровья молодой матери и ребенка.
БАНГО ВАСЫ.
Несомненно, самый большой праздник, отмечаемый цыганами из разных конфессий, — это БАНГО ВАСЫ (ВАСИЛИЦА — Новый год по юлианскому календарю). Отмечается на 2-3 дня, вечером 13 января все члены семьи собираются дома.
Мать готовит домашнюю птицу с рисом или картофелем и чаще всего с квашеной капустой. В процессе приготовления блюда женщина обязана молчать.
Отец (супруг) спрашивает; — «Женщина, чем фаршируешь индейку?» А она должна ответить; — «Здоровьем, с невестами, с зятьями, с внуками и со счастливой жизнью дома».
В каждом доме должны быть три булки хлеба — для Бога или для БАНГО ВАСЫ, для дома и всего хозяйства, и для всей семьи мужского пола. Приготавливается в доме БАНИЦА и пахлава, а молодые женщины занимаются уборкой и натирают посуду — все должно сиять чистотой.
Приготавливают также трехслойные голубцы. Когда все готово, расстилают скатерть на полу посередине комнаты и раскладывают хлеб с блюдами. Старшие зажигают свечи, а младшие целуют руку старшим и просят прощения.
Хозяин разламывает хлеб, в котором имеется золотая монета, хранящаяся и передаваемая от отца первенцу. Только после этого садятся за стол и начинают пить теплый бренди, настоянный на гвоздике. Таким образом, семейство, ест, пьёт, танцует и веселится.
Посреди ночи прибывает БАНГО ВАСЫ (в переводе — хромой Василий), который добирался три дня, и боролся с большими трудностями в пути, пока не прибудет. Вот почему он хромой, бородатый и очень уставший.
Он обычно большой, громкий, мастер на все руки, щедр и добр. Каждого он одаряет добрым словом — желает удачи и здоровья, счастья взрослым и дарит подарки детям. Он ненадолго, садится за стол, чтобы уважить трапезу.
А в это время хозяйка дома кладет подарки в его мешок, чтобы он занёс соседям, поэтому он всю ночь ходит из дома в дом и доставляет приготовленные подарки.
Утром замужние дочери со своими мужьями и детьми приходят и просят прощения у родителей, а женатые сыновья, которые живут отдельно, приходят со своими женами и детьми, целуют руку родителям, и всем пожилым людям — прося прощения.
Все приносят угощения и подарки — начинается общее гуляние праздника. Утром на ВАСИЛИЦЕ, дети ходят по соседским домам и поздравляют всех — желая здоровья, процветания, удачи, плодородия.
БОГОРОДИЦА БАРРИ.
28 августа, цыгане отмечают как самый яркий праздник — Успения Девы Марии, который они называют «БОГОРОДИЦА БАРРИ». На рассвете они встают и одеваются в самую новую и нарядную одежду.
Потом погрузившись в повозки и кибитки, украшенные разноцветными коврами и половиками. Погрузив с собой горшки с вкусной едой и обязательно большими дынями, отправляются в монастырь — Святой Богородице.
В Софии цыгане, отправляются в ДРАГАЛЕВСКИЙ монастырь, из Пловдива в БАЧКОВСКИЙ, а из Тырново — в Троянский монастырь. Как только они приезжают, сразу входят в храм и зажигают свечи — молятся за здравие.
Если у них больной ребенок — приносят подарок, записывают свои имена для священной литургии. Затем они выходят, выбирают удобное место и готовят сытные блюда.
Женщины собирают травы у монастыря, особенно ШИБОЙ — для исцеления от желтухи. Они берут базилик и святую воду из монастыря, которую привозят домой, и окропляют каждый уголок своего жилища.
Во время возвращения домой, они поют песни и играют на музыкальных инструментах – веселя всю дорогу окружающих людей, а вечером в домах начинается настоящее семейное веселье. Некоторые приготавливают КУРБАН (блюдо из баранины) и дарят его соседям и близким.
МАЙ — МАЕТО.
14 мая, цыгане празднуют свой обычай МАЙ – МАЕТО, как день шуток и весёлого обмана. Некоторые люди говорят, что 1 апреля на Балканах, принято считать днем шуток — под влиянием западноевропейской культуры. НО, МАЕТО цыган — их оригинальный, собственный праздник. Этот праздник у цыган — чисто женский, веселый и особенный в своём роде. Он празднуется, когда вишни созревают.
13 мая, две женщины, берут котел — наследственный или недавно купленный, украшают его венком из цветов и рано, до восхода солнца, тихо наполняют его водой из трех родников.
Позже днем, держа котёл в руках, они ходят по домам, и каждая из женщин дома кладет в него серьгу, кольцо или что другое.
После экскурсии они оставляют его под навесом выбранного дома, да так, чтобы в него могли заглянуть звёзды через тоненькую ткань, которой накрыли котёл.
Никто, кроме двух женщин и домохозяйки, не должны знать, где находится котел – ведь содержимое котла, останется в этом доме для процветания богатства и добра.
Рано утром, 14 мая — в день МАЕТО, девочки выходят на поле, собирают «цветы майя», делают из них пояс и завязывают на талии.
КУПАНИЕ В ПОДСОЛЕННОЙ ВОДЕ.
Согласно традиции ромов, каждого новорождённый ребенка следует ритуально купать в подсоленной воде (чтобы не пах сыростью, и рос здоровым ромом). В такой воде обязательно должны присутствовать монеты и весенние цветы на здоровье дитя – если ребёнок родился весной.
Они отмечают так называемую ПИТУ (лепёшка), на которую приглашают родственников, и трапезничают, угощаясь ритуальную ПИТОЙ.
ПИТА — специально запечённая для этого случая лепёшка, обмазанная медом, халвой и сыром, но алкоголь при этом обряде не подается. Малышу и его молодым родителям желают всего наилучшего, а ребенку жертвуются деньги и новую одежду.
ПРЕСТЭПНЕК.
Этот день отмечается, когда ребёнок самостоятельно сделал первый шаг. Домашняя, или специально выпеченная лепёшка, заворачивается в платок и привязывается через плечи на спину ребёнка в виде рюкзака.
При поддержке старшего члена семьи, ребёнок путешествует по домам родственников и соседей, раздавая печенье и всякие угощения, демонстрируя тем самым, что он уже самостоятельно ходит и к его отношению следует относиться более серьезно.
ВЫКУП ЗА НЕВЕСТУ.
В сообществе ромов хранится и функционирует обычай покупки невесты. Это связано, с выплатой денежной суммы родителями жениха, за выкуп невесты. В настоящее время ходят легенды о коммерциализации этой традиции, в зависимости от навыков и красоты невесты.
Подобный обычай практикуется в сообществе цыган, исповедующих ислам, и называется БАБАХАК (закон отца). Но в настоящее время, он почти забыт и, очевидно, будет утрачен навсегда.
КАСАНИЕ НЕВЕСТЫ.
Еще один хорошо сохранившийся обычай, предшествующий дню свадьбы, — это касание невесты. Этот обряд, лучше всего сохраняется среди цыган мусульман и производится в узком кругу родственников — в доме жениха.
Ритуал начинается в полночь — невесту поочередно касаются пальцев обеих рук и ладоней, а затем пальцев обеих ног.
Обряд сопровождается пожертвованием денег на белом холсте, который обвивает руки и ноги невесты. Белый холст, скрепляется красной нитью, и вместе они символизируют девственность молодой женщины.
Сам ритуал осуществляется с помощью пожилой и влиятельной женщины, которая имеет только один брак и никогда не изменяла своему мужу.
Она и все её старшие родственники благословляют молодую семью, а молодые и более ловкие женщины постоянно невесте помогают.
Ритуал мусульманских цыган сопровождается особым музыкальным сопровождением зурны и барабана, а также множеством шуток и дразнилок, пожеланий.
А так же обязательное присутствие слёз – счастья, от родителей, и самых верных друзей жениха и невесты.
СВАДЬБА.
Свадьба — одно из самых важных событий в жизни каждого цыгана. Уже с рождением девочки мама начинает готовить ей свадебное приданое для жениха, а родители мальчика позаботятся о том, чтобы предоставить приют будущему мужу.
Самой свадьбе предшествуют разные обычаи и обряды. Таким образом, в прошлом помолвке была обязательным тестом для будущих супругов.
Цель состояла в том, чтобы дать молодым людям возможность лучше узнать друг друга и крепче полюбить друг друга, а также с большей уверенностью для них решить, идти ли под венец.
Обряд выполняется с большим торжеством (почти как настоящая свадьба), в сопровождении множества музыкальных сопровождений, веселых и острых шуток.
Для самих цыган сама свадьба претерпела много изменений из прошлого в настоящее, но она всегда была щедрой, богатой и сопровождалась множеством забав и дразнилок.
Для цыганских родителей, это самое важное событие в жизни их детей, и они готовы от всего сердца отдать себя, как того требует традиция цыган, независимо от финансовых возможностей и количества гостей на свадьбе.
Кульминацией свадебного торжества, процесс пешего следования — молодожены и некоторые из их ближайших родственников направляются в дом жениха.
Невесту обычно встречают свекровь, готовят богатую еду, и она будет ждать результата от первой брачной ночи — была ли невеста девственницей?
Радость положительного результата первой брачной ночи, как правило, обнародуется и различна в разных подгруппах.
Но, если невеста не оказывается девственницей, свадьба обычно расстраивается, и она возвращается к своим родителям, а в группы, где платят за невесту, семья возвращает всё назад.
ПОХОРОНЫ.
Обычаи и ритуалы цыган, связанные со смертью и похоронами, также имеют определенные оттенки для мусульман и христиан.
Они связаны с тем, как хоронить покойников, омывать их, класть в могилу с одеждой, или без ковчега, или в нём.
Раздавать небольшие суммы денег близким погибших (пропавших без вести) цыганам — мусульман, поминание 40 дней у христиан, или 52 дня с мусульман, сооружение богатых могил для цыган Авторитетов, ежегодные поминания и так далее.